Западная медицина: излечимых больных нет

Каждый год десяткам тысяч пациентов в Соединённых Штатах проводят операции, которые им абсолютно не нужны. Размах и стоимость проблемы огромны: ненужные операции составляют от 10 до 20 процентов всех проводимых в стране хирургических вмешательств, включая огромное количество операций на сердце, на позвоночник, операций по удалению матки и кесарево сечение. И это лишь одна сторона проблемы.

Рабочий-строитель Вилли Баудри (Willie Boudry) в 2002 году поскользнулся и вывихнул спину, перенося тяжести в слякотную погоду. Его страховая компания отправила его к доктору Эрику Шеффи (Eric Scheffey), который совсем недавно получил условное освобождение за назначение ненужных операций, и на которого неоднократно поступали жалобы от пациентов. Господину Баудри врач тоже прописал операцию. Но после неё боли только усилились. К тому времени, как пациент обратился с жалобами к другому врачу, Шеффи уже вновь был осуждён, и его лицензию отозвали. Новый врач Вилли работу предыдущего переделал, но строителем тому уже не быть – свой век он отработал.

«Я больше не могу нормально зарабатывать, у меня постоянные боли. Я даже водить машину долго не могу», — рассказывает Вилли Баудри в интервью изданию USA TODAY.

Статистика ужасает: деньги, затрачиваемые на ненужные операции в США, побивают все рекорды — это миллиарды долларов ежегодно. Только на операции на спину в год тратится 157 миллионов долларов. Кроме того, ненужные операции могут приводить к осложнениям – инфекциям, параличу, сердечному недомоганию.

В интервью Президент «Лиги пациентов» Александр Саверский прокомментировал причины возникновения подобной практики: интересы частного капитала, говорит он – зарабатывать деньги, и над каждым врачом стоит менеджер, который будет настаивать на дополнительных, хоть и ненужных, обследованиях для больного:

- В Штатах огромное количество ненужных пластических операций, то же самое стоматология, когда человек приходит с двумя кариесными зубами, а уходит с голливудской улыбкой, но, правда, с повреждённой центральной нервной системой, потому что там пошёл перекос суставов. Частный капитал есть частный капитал. В медицине его не должно быть.

Между тем, это не единственная проблема, с которой сталкиваются западные пациенты. Часто доктора делают больного хроником. Российские врачи после стажировок в европейских клиниках рассказывают: там учат не вылечивать болезнь, а угнетать её до состояния терпимости, чтобы вынудить человека всю жизнь регулярно употреблять всё новые таблетки, регулярно приходя к эскулапу за новыми советами.

Представитель Всемирной Организации Здравоохранения доктор Эдвард Келли заявил, что примеры подобной врачебной практики происходят повсеместно:

- Существует целый ряд стран, где система материального поощрения обозначает, что те, кто предоставляют помощь, получают за свои услуги деньги, а потому, естественно, очень логично, они навязывают вам больше услуг. Лишь совсем недавно профессиональными союзами начала проводиться работа по запрещению подобной практики. Мой собственный отец в связи с протезированием коленного сустава стал хроником. Он сейчас находится на постоянном лечении антибиотиками из-за полученной в результате операции инфекции.

Журналистка Ольга прожила в Германии большую часть своей жизни. Она согласна: врач – тоже человек, и ему хочется нажиться. Соответственно, он назначает самые дорогие процедуры, – они не обязательно вредят, но могут быть не нужны.

- Пример, который я могу рассказать по очень печальному опыту мужа маминой подруги: у него были проблемы с почками, и его в Германии без предварительного лечения прооперировали и дали маленький чемоданчик, который фильтровал его кровь. И этого хватило на 15 лет, через 15 лет он умер. Да, если бы его лечили, потребовалось бы больше времени для достижения эффекта, но он бы, может быть, до сих пор был бы жив.

Сложно поверить, но есть в мире люди, которые готовы стать хроническими больными. Эти люди – больные раком. В ближайшие 5-10 лет рак из смертного приговора может стать хронической болезнью, обещают учёные из Великобритании. После расшифровки ДНК раковых клеток любого пациента врачи смогут составлять индивидуальный курс лечения для каждого. Главный научный представитель по связям с общественностью Центра по исследованию рака в Великобритании Сара Хейзелл (Sarah Hazell) рассказала, что цель персональной медицины – идентифицировать мутации, произошедшие в генах, и назначить лечение, подходящее данному пациенту.

- Рак – это болезнь, которая провоцируется мутациями в ДНК клеток вашего тела. И иногда эта мутация приводит к тому, что клетки становятся раковыми. Персональная медицина нацелена на то, чтобы дать то единственное лекарство пациенту, которому оно необходимо. Ну, например, у нескольких мужчин рак простаты. Но им необходимы разные лекарства, потому что у них произошли разные мутации в генах, которые, впрочем, привели к одинаковой болезни.

Сейчас врачи пытаются понять, как этот метод будет работать на практике. Пока в арсенале учёных — хирургия, рентгено- и химиотерапия, но эти способы лечения могут очень скоро отойти на второй план: как только ДНК раковых клеток, наконец, будут расшифрованы.

Автор: Ирина Суше