Консолидация русских земель вокруг Московского княжества и освобождение Руси от татаро-монгольского ига

Образование Московского княжества – одна из основных вех в отечественной истории. Объединение Руси вокруг Москвы, укрепление позиций московского князя – все это было положено в основу освободительной борьбы с татаро-монгольскими захватчиками. Помимо развития и роста экономических и политических показателей, формирование единого центра в государстве позволило коренным образом изменить самосознание русских людей. Славяне почувствовали себя единой нацией, достойной свободно жить и трудиться на родной земле. Имея за спиной авторитетную, централизованную государственную власть, населению проще было встать на защиту Отечества.

На Руси всегда бытовало патриархальное сознание, не случайно выражение «царь-батюшка». Само слово «отечество» родственно слову «отец». Поэтому умереть в бою за Отечество, значит, сложить голову за отца (царя, предков, мать, сестру, жену и т.д.).

Совершенно очевидно, что эффективно управлять таким большим и многонациональным государством, имеющим рекордно-большую протяженность границ,  может только сильная централизованная власть. Власть, способная собрать воедино всю мощь и весь потенциал в случае внешней опасности.

На страницах данной работы будут рассмотрены причины и особенности объединения Руси, а также этапы усиления Московского княжества. Отдельный раздел будет посвящен важнейшему событию отечественной истории – Куликовской битве, ее исходу и значению для России. Кроме того, несколько слов будет сказано об освобождении государства от татаро-монгольского нашествия. Немаловажным, на мой взгляд, является вопрос культурного развития в период национального возрождения. Эти процессы взаимосвязаны. Рост самосознания и стремление к свободе стали стимулами к совершенствованию науки, архитектуры, литературы и живописи.

Предпосылки и особенности образования централизованного государства на Руси, усиление Московского княжества.

В результате татаро-монгольского нашествия Русь стала отставать в своем развитии от многих европейских стран. На крайне низком уровне находилось сельское хозяйство, Основная часть земли находилась в руках светской и церковной власти. Характерной чертой такого землевладения была раздробленность участков. Свою вотчину землевладелец имел право отчуждать или передавать в наследство. Светский владелец – князь – часть своих земель мог передавать слугам – дворянам во временное владение. Иерархия была проста – на ее вершине великий князь, в вассальной зависимости от него находился удельный князь (он возглавлял уделы, из которых и состояло княжество). Далее следовали бояре и вольные слуги.

Крестьяне несли бремя барщинных работ (XIV – XV в.в.). Размеры повинностей нередко устанавливались соглашениями землевладельцев. В некоторых районах существовала денежная рента. До свержения татаро-монгольского ига часть дани передавалась в Золотую Орду.

Население городов в основном состояло из ремесленников, их продукция вывозилась во многие страны Европы. Например, вне конкуренции всегда были работы русских оружейников. Помимо высокой степени функциональности, оружие зачастую представляло собой произведение искусства. Широкую популярность также приобрело литейное дело (литье колоколов, в частности), ювелирная техника, а также че6канка, гравировка и проч. В городах ремесленники занимали целые улицы – они селились целыми районами. Центрами ремесленничества стали Москва, Тверь, Новгород. Эти города находились на пересечении основных торговых путей, что в немалой степени способствовало развитию ремесел. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже. Количество ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает.

В Москве и в Твери происходит строительство каменных церквей, бурно развивается архитектура. С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Пашенная система заметно вытесняет подсечную, распространенную преимущественно в северных лесных местностях, и перелог, господствующий еще на юге. Все это требует более совершенных орудий производства. Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не только и не столько развитием орудий производства, сколько систематическим расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т. е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период заметно усиливается. На базе такого обмена создаются местные рынки. Крепнут экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.

Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т. е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники.

Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов — монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает и бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.

В таких условиях перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства — подавление сопротивления крестьян.

Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV — XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.

Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV — XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.

То же следует сказать и о развитии классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она имела уже на Западе или в более позднее время в России (крестьянские войны под руководством Болотникова, Разина в XVII в.).

Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что когда началось образование Русского централизованного государства, стал возможен разгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, татарское иго было свергнуто окончательно. Известно, что только мощное централизованное государство может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы. Основными внешними врагами в этот период были Речь Посполитая и Золотая Орда. С Литвой московские и другие князья, Новгород и Псков воевали 17 раз.

Литва постоянно нападала на новгородские и псковские земли, что то же способствовало объединению этих княжеств с московским. Борьба за присоединение к московскому государству западных и юго-западных земель Древней Руси привела к затяжной литовско-московской войне 1487-1494 гг. Согласно договору 1494 года Москва получила Вяземское княжество и территорию в бассейне верхнего течения Оки. Таким образом, борьба с иноземцами явилась своеобразным катализатором в процессе образования централизованного государства.

Наиболее крупными княжествами на Руси в начале XIV в. были Московское, Тверское, Рязанское и Суздальско-Нижегородское. Великие князья заключали между собой договоры, устанавливающие границы владений. Эти документы определяли общую политику и дипломатию. Стоит отметить, что правом сношений с Золотой Ордой обладал лишь сам великий князь.

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена, прежде всего, ее экономическим и географическим положением. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей. Кроме того, Москва была центром развитого земледелия.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли русской Александра Невского — Даниил. При нем в конце XIII — начале XIV вв. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками. Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко используя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Таким образом, была присоединена Рязанская и Смоленская области. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Иван Калита

Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила — Иване Калите (1325-1340 – годы правления). При нем продолжалось собирание русских земель. Для укрепления своей власти он сумел использовать интересы Золотой Орды. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение (1328 г.), приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси.

Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Нельзя не сказать о том, что церковные феодалы (епископы и настоятели монастырей) играли большую роль в дипломатическом посредничестве и переговорах российских представителей с зарубежными. Сам митрополит нередко вступал в переговоры. Епископы часто выполняли роль послов. «Чертами выдающегося дипломата обладал епископ Порфирий, который в 1187 г. был посредником между рязанскими князьями и владимирским великим князем Всеволодом Большое Гнездо, «милость прося у него, дабы умирить его с рязанцами»[1].

Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т. е. становились подданными великого московского князя. Они уже не могли теперь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли — Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.

Вместе с объединением русских земель росла и власть великих князей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.

Наряду с объединением русских земель происходило присоединение и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Некоторые из них ассимилировались, растворялись в составе великорусской народности, но большинство сохранили свою самобытность. Русское государство становилось многонациональным.

Куликовская битва и ее историческое значение.

«На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища…

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!»[2].

В середине XIV в. завладеть всей полнотой власти в Золотой Орде стремился  молодой темник Мамай. Он контролировал многотысячную армию, и вполне уже мог влиять на внутреннюю и внешнюю политику Орды. В это время в Золотой Орде начинаются междоусобицы, причина – жажда власти. Один хан на троне сменяет другого. Дело в том, что сам Мамай не мог занять ордынский трон, так как не являлся чингизидом. Он последовательно возводил на трон своих ставленников: сначала Тимур-ходжу, позже Абдаллака.

Мамай не смог найти с ними общий язык, честолюбивый и подозрительный лидер вскоре свергал их. Подобные властные перестановки происходили на фоне возрастающей конкуренции и даже открытой вражды Мамая с соперниками – ханом Муридом, например. Однако могущество Мамая возрастало. К 1375 г. ему удалось подчинить себе Великие Булгары, Северный Кавказ и Астраханское ханство. А вот объединить Золотую Орду под своей властью и завладеть богатыми поволжскими городами Мамаю не удалось.
Смуты и борьба за власть в Золотой Орде позволили русским князьям воспользоваться этой ситуацией.

Враждебно к Московскому княжеству были настроены Тверь и Рязань. Орда поддерживала соперников Москвы, чтобы ослабить ее, поскольку Москва могла стать центром борьбы против иноземного ига.

Московское княжество решительно вступило в борьбу и вскоре получило от Орды ярлык для внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича (1359-1389 г.г.). Попытка сопротивления со стороны суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича была подавлена военной силой Москвы. К тому же сам князь попросил у Москвы помощи в борьбе со своим братом Борисом, претендовавшим на Суздальско-Нижегородское княжество. Утвердившийся на владимирском великокняжеском престоле Дмитрий Иванович московский вскоре женился на дочери Дмитрия Константиновича Евдокии. Тем самым закреплялся союз двух князей, а старые распри были забыты. Москва стремилась подчинить Суздальско-Нижегородское княжество своему влиянию. Московское правительство решительно пресекло попытки мелких удельных князей Галича и Стародуба освободиться от подчинения великому князю.

В 1367 г. великий князь Дмитрий Иванович и удельный князь серпуховско-боровский Владимир Андреевич заключили договор. Согласно договору, великий князь руководил всеми военными силами княжества, внешними сношениями. Удельный князь, несмотря на добровольный характер «службы» своему старшему брату и привилегию выступать в войске со своим особым полком под собственным «стягом» (знаменем), управлять всеми делами в своем уделе, обязывался как «брат молодший» во всем служить великому князю «без ослушанья». По этому договору усиливалась политическая зависимость удельных князей от великого князя.

Дмитрию Ивановичу, как и многим другим великим князьям, пришлось с помощью оружия отстаивать свое право на великое княжение. В союзе с князем тверским Михаилом против Москвы выступил литовский князь Ольгерд. В 1368 г. Ольгерд и Михаил, собрав большие военные силы, двинулись в поход на Москву. Благодаря мужественному сопротивлению защитников города осажденная Москва выстояла.

В 1370 и 1372 г.г. Ольгерд в союзе с тверским князем снова предпринял походы на Москву. Походы сопровождались погромами, опустошением земель, городов и сел. От них тяжело страдали русские люди. В этих столкновениях Москва давала сильный отпор врагу. Ольгерд был вынужден отступить, признав требование князя Дмитрия Ивановича о невмешательстве в отношения московского правительства с Тверью.

В 1375 г. московские войска перешли в наступление на Тверское княжество. Причиной было то, что тверской князь Михаил сумел получить в Орде от хана ярлык на Владимирское великое княжение. Дмитрий Иванович выступил против Твери во главе большого войска. Москва зримо демонстрировала свои успехи в объединении русских земель — вместе с великим князем Дмитрием против Твери шли князья суздальский, ростовский, ярославский, белоозерский, моложский, стародубский, брянский, тарусский и другие. В московское войско вошли военные силы удельных княжеств самой Тверской земли (например, кашинского), а также смоленский, чернигово-северский и другие русские князья, подчинявшиеся Литве. В войсках, собранных Дмитрием Ивановичем, наряду с феодалами было много простых русских людей, в основном ремесленников. Участники похода, по словам летописцев, выступили против тверского князя за то, что тот опирался на помощь Литвы и Орды. Поход имел большое значение, будучи по своему характеру общерусским.

Осада Твери продолжалась около месяца. Тверской князь увидел, что «вся Русская земля» выступила против него. Литва и Орда, на которых он надеялся, не помогли ему. Пришлось заключить мир на тяжелых для Твери условиях.

Это было полное поражение Твери и торжество Москвы как общерусского центра. Попытки тверского князя вступить в борьбу с Москвой, опираясь на помощь Литвы и татарских ханов, привели его к изоляции и ущемлению в значительной степени своей самостоятельности. Ряд русских князей, исходя из того, что роль Москвы как политического центра сильно выросла в эти годы, переходит на сторону великого князя Дмитрия Ивановича, отказывается от союза с Тверью.

Основными источниками по истории Куликовской битвы являются «Задонщина»[3], «Сказание о Мамаевом побоище». В 1380 г. Мамай организовал поход на Москву. В состав его войска входили не только татары, но и наемные отряды из числа народностей Северного Кавказа, отряды генуэзских колоний в Крыму. С огромным войском Мамай подошел к устью реки Воронеж. Тем временем в Кремль приехали послы Мамая с требованием уплаты повышенного размера дани. Дмитрий Московский отверг эти требования.

Важно отметить роль церкви в поистине знаменательных исторических событиях ушедшей эпохи. Перед тем, как отправиться в поход, Дмитрий Московский посещал Троицкий монастырь под Москвой и спрашивал совета у тамошнего игумена Сергия. Сергий благословил князя на битву с татарами и дал ему в помощь двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Житие Сергия Радонежского содержат описание визита Дмитрия: «Князем же великим, скипетр русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредим в свое отечество с великой честью вернешься»[4].

Кроме того, Дмитрий стремился решить дело миром. Для этого, он отправил к Мамаю послов с дорогими подарками и просьбой не разорять русскую землю. Мамай был непреклонен.

Куликово поле лежало на Муравском шляхе. Местность представляла ровную поверхность, изрезанную небольшими речками. Куликово поле являлось довольно хорошей оборонительной позицией. С запада и северо-запада его прикрывала р. Непрядва (приток Дона), в которую впадали Верхний, Средний и Нижний Дубяки. С севера позицию ограничивала р. Дон, а с востока — речка Смолка, за которой располагался лес, носивший название Зеленая Дубрава. Ниже в Смолку впадала речка Курца. Таким образом, северная часть Куликова поля составляла четырехугольник, открытый с юга и защищенный с трех сторон естественными препятствиями, исключавшими возможность проведения обходных маневров. По фронту позиция русских имела протяженность восемь верст, в глубину — около пяти верст.

В Куликовской битве участвовали воины многих русских княжеств. Русские прибегли к пятичленному боевому порядку, в три линии. Главную линию заняли полки Правой руки, Большой полк и полк Левой руки. В передней линии расположились друг за другом Сторожевой и Передовой полки. Частный резерв стал за полком Левой руки. Наконец, в Зеленой Дубраве был сосредоточен Засадный полк. Сторожевой полк  включал только конницу. Его задача состояла в определении направления главного удара Орды. Передовой полк, укомплектованный главным образом отрядами пехоты городовых полков (дружин), должен был принять удар основных сил Орды, чтобы измотать их до соприкосновения с Большим полком и этим облегчить действия полков главной линии.

Боевой порядок войска Мамая включал передовой отряд, состоящий из легкой конницы, центра, в который входила пехота, в том числе и отряд генуэзской пехоты, и крыльев, состоящих из кавалерии. Мамай выделил также сильный конный резерв для нанесения решающего удара.

Переправу через Дон русская рать начала на рассвете 8 сентября. Она осуществлялась под прикрытием отрядов Сторожевого полка. Поскольку ожидалась возможность внезапного появления монголов, то войска переходили Дон в боевой готовности (в доспехах). Густой туман скрывал действия русских. Под его прикрытием русское войско заняло боевую позицию.

Управление всем войском и командование Большим полком князь Дмитрий оставил за собой и взял себе в помощники боярина и воеводу Михаила Бренка, боярина и воеводу Ивана Квашню и князя Ивана Смоленского. После дислокации войска великий Князь лично объехал солдат и произнес призыв к выполнению своего долга перед Отечеством. К 11 часам утра густой туман, покрывавший Куликово поле, стал рассеиваться. Противники были готовы начать боевые действия.

Столкновению главных сил предшествовало единоборство двух богатырей — Пересвета и Темир-Мурзы (Челубея). Этот поединок имел целью воодушевить войска обеих сторон. Гибель богатырей в результате одновременного удара копьями произвела сильное впечатление на наблюдавших за традиционным поединком.

Затем монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил.
В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы нанес удар засадный полк воеводы Боброка. Внезапная и стремительная атака этого полка, поддержанная ударом других полков, решила исход битвы в пользу русских.

Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными).  Войско Мамая как организованная сила распалось. Так о знаменательных событиях написано в древнем литературном памятнике «Задонщина»: «Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их земля залита. Это сильные рати сошлись вместе и растоптали холмы и луга, а реки, потоки и озера замутились. «…» Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве. На том поле грозные тучи сошлись, а из них беспрерывно молнии сверкали и гремели громы великие. То ведь сошлись русские сыновья с погаными татарами за свою великую обиду. Это сверкали доспехи золоченые, а гремели князья русские мечами булатными о шлемы хиновские»[5].

Война Руси против Орды была поистине всенародным делом. Здесь, на Куликовом поле, решился вопрос о свободе и независимости страны. Куликовская битва положила начало объединению русских княжеств и усилила значение Москвы как оплота русских земель. Она стала поворотным пунктом в истории русского народа. На Куликовом поле Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.

Эта победа положила начало освобождению от иноземного ига не только русского народа, но и других народов Восточной Европы: славян, молдаван, румын, прибалтов и кавказских народов. Международное значение Куликовской битвы хорошо понимали ее современники. Во-первых, объединение русских земель продолжалось и примерно через столетие завершилось образованием единого централизованного государства — России. Во-вторых, русские люди окончательно сбросили иго Орды тоже спустя сто лет после подвига их дедов и прадедов в верховьях Дона. Все эти десятилетия образы Дмитрия Донского и его ратников вставали в памяти народа, воодушевляли его.

Победа на Куликовом поле имела не только историческое значение, но и военное.  Грамотная политическая тактика Великого князя Дмитрия Ивановича позволила верно оценить ситуацию и надвигающуюся угрозу. А талант военачальника позволил ему одержать эту победу.

В последствии, государство должно было содержать значительные военные силы для отражения натиска ханских отрядов и войск. Из года в год в XVI-XVII в.в. выставлялись полки в городах по течению реки Оки, прикрывавшей центр страны с юга. Рати стояли и в городах к югу от Оки, где простирались степи Дикого поля, незаселенные или малозаселенные тогда места. Именно здесь проходили татарские «шляхи» — дороги, по которым шли на север крымцы.

Сооружались засеки, сводившиеся в засечные линии, или засечные черты. Тянулись они на сотни верст, защищая Россию с юга и юго-востока. К югу от них была организована разведка из сторож и станиц (сторожевая и станичная служба). Успехи в борьбе с иноземным игом были результатом роста и усиления Русского государства. В течение XVI-XVIII в.в. ханства Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и другие склонились перед мощью России или перешли в подданство к ее правителям. Не раз еще русским воинам приходилось демонстрировать свою доблесть в противостоянии с противником, и не раз еще ценой собственной жизни они охраняли Русь. В подтверждение поэтические строки:

«Не искать иного слова,
Иной судьбы на целом свете нет.
Ты вся –
Сплошное поле Куликово
На протяженье многих сотен лет»[6].

Освобождение Руси от татаро-монгольского ига.

Своим расцветом Золотая Орда в значительной мере была обязана беспощадному ограблению покоренных народов. Как государство, Орда была лишена единой экономической базы. Участившиеся распри ханов, а также постоянные восстания угнетенных народов способствовали падению Золотоордынского государства. Хотя, стоит отметить, что общепризнанными свойствами государства Орда все же не обладала. Государственность Орды можно сравнить с организмом-паразитом, питающемся за счет более развитого и сильного организма. Таким образом, Золотая Орда может называться государством лишь условно.

Основное ядро татаро-монголов составляла Большая Орда. А после ее распада образовались Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, а также Ногайская орда. Все они в разной степени вели борьбу с Великими Князьями. В 1472 г. состоялся поход хана Большой Орды Ахмед-хана на русские земли  с целью упрочить влияние на Руси. Русь к покорности приведена так и не была – татары потерпели очередное поражение. В 80-е годы внутреннее и внешнеполитическое положение Русского государства крайне осложнилось – на Псковские земли напали войска Ливонского ордена.

Польский король и великий князь литовский Казимир IV готовился к новому походу на Москву. Внутреннее положение было также нестабильным. Против московского князя Ивана III подняли мятеж его братья удельные князья Андрей и Борис. Они перебрались из своих владений ближе к западным границам в надежде воссоединиться с литовским войском. Воспользовавшись обстоятельствами Ахмед-хан осенью 1480 г. выступил в поход на Русь. Ивану III ничего не оставалось делать, как примириться со своими братьями.

Крымский хан Менгли Гирей по наущению московских дипломатов совершил набег на владения Польского короля и литовского великого князя Казимира IV. Таким образом, последний, отражая нападение, не смог оказать военной помощи Ахмед-хану. Не получив помощи от союзников и опасаясь приближения зимы, Ахмед-хан был вынужден отвести свои войска. Позже он был убит. Таким образом, в результате многовековой кровопролитной борьбы русского народа с захватчиками татаро-монгольское иго было свергнуто. В освобождении от иноземного ига определяющую роль сыграл процесс внутреннего объединения русских земель, образования единого централизованного государства. Этот процесс был окончательно закреплен при Иване III.

Русская культура XIVXV веков.

Рост народного сопротивления стал мощным стимулом к развитию русской культуры. Усиливается интерес к человеческой личности и духовному развитию. Особого внимания заслуживает искусство живописи. Выдающимся представителем художественной школы стал Андрей Рублев. Кисти Рублева принадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря и замечательный иконостас владимирского Успенского собора. Работы Андрея Рублева и художников рублевской школы были созданы в пору наивысшего расцвета московской живописи в XV в. Ведущую роль во всем русском изобразительном искусстве играла иконопись. В 70-х годах XIV в. в Новгороде появляется выходец из Константинополя  — Феофан Грек. Огромна роль этого художника в развитии сначала новгородской, а затем и московской школ живописи.

Формирование русского централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях. В Москве возводились храмы и дворцы. Для этого в столицу были приглашены зодчие и каменщики из многих русских городов, итальянские архитекторы и инженеры. Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший в себя резиденцию великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был расширен до нынешних размеров. Возникла Красная площадь, часть посада – Китай-город – была окружена каменной стеной, а затем, каменная стена Белого города и дерево-земляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами. Это и определило радиально-кольцевую планировку Москвы. От XIV – XV веков сохранилось несколько деревянных церквей.

«Широкое гражданское и церковное строительство помогало развитию навыков в области техники. Введение в практику стенобитных и метательных орудий и артиллерии требовало расчета силы и дальности полета камней и ядер. Стенобитные орудия действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес»[7].

Прикладные знания постоянно развивались, на них опирались такие сферы деятельности, как чеканка, кузнечное и оружейное дело, стеновая живопись и проч. Постепенно стали формироваться новые науки. Так, например, в летописях упоминается возникший интерес к астрономическим явлениям. Существуют описания прохождения комет, солнечных затмений. Развивались медицинские знания. Стремительное изменение жизни требовало серьезного осмысления.

Включение новых земель в состав Руси способствовало развитию географических наук. Налаживание связей с иными странами также внесло немалый вклад в развитие географии, геологии, картографии. Одним из выдающихся путешественников второй половины XV в. был тверской купец Афанасий Никитин. В 1466 г. вместе с другими купцами он отправился в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз, он сумел добраться до Индии. Никитин оставил яркое описание своего странствия. Он побывал в Индии, Иране, писал о Цейлоне и Китае.

Таким образом, превращение маленького удельного княжества в общерусское государство вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества.

Преодолев татаро-монгольское иго, Русь освободилась от губительных оков неволи. Страна получила возможность дальнейшего развития во всех областях: экономике, науке, промышленности, культуре. Очевидно, что торжество и могущество Золотой Орды не могло продолжаться вечно.

Расцвет, построенный на угнетении более развитой народности, всегда обречен. Захватчики не способны были выстроить сколь-нибудь устойчивую систему государства, все их действия сводились к грубому подавлению местного населения, постоянным грабежам и насилию. Золотоордынцы, пытаясь доминировать,  находились на более низкой ступени развития, чем русские. Именно поэтому, им приходилось действовать с позиции силы. Почему чужеземцам удалось на протяжении более чем двух столетий  занимать господствующие позиции на Руси? Как позволили русские правители и духовенство татарской нечисти устанавливать свои кровавые порядки? Очевидно, что виной всему политическое ослабление русских земель, раскол во власти. Феодальная борьба привела к раздроблению единого государства на мелкие осколки (княжества). В такой ситуации невозможно создать единую оборонительную линию, а значит дать достойный отпор иноземным захватчикам. Когда противник ослаблен, он почти уже побежден.

Сколько досадных поражений и потерь пришлось понести земле Руссой прежде, чем славяне осознали, что лишь в единстве есть сила! Реки крови, бесчисленные унижения варваров, постоянные грабежи – вот цена, которую русскому народу пришлось заплатить. Вместе с расплатой произошло возрождение духа, пришло желание бороться и побеждать. Здравомыслие одержало верх, а сжатая до предела в душе каждого пружина самосознания начала распрямляться.
«Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена,
От льдов Невы —
До поля Куликова,
От Куликова —
До Бородина!

Обиды и вражды не принимая,
Храня свою печаль и озорство,
Ты в жаркой битве
С полчищем Мамая
Разбила продолжателей его!»[8].


[1] Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М., Воротникова О.А. и др. Всемирная история: в 24 т. Т. 9. Начало возрождения. – Мн.: Литература, 1997. – 464 с.

[2] Никитин И.С., стихотворение «Русь».

[3] По некоторым оценкам «Задонщина» была написана в восьмидесятые годы XIV в.

[4] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999. – 89 с.

[5] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999. – 92 с.

[6] Владимир Фирсов, стихотворение «Набатные колокола».

[7] Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М., Воротникова О.А. и др. Всемирная история: в 24 т. Т. 9. Начало возрождения. – Мн.: Литература, 1997. – 512 с.

[8] Владимир Фирсов, стихотворение «Набатные колокола».

Литература:

  1. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М., Воротникова О.А. и др. Всемирная история: в 24 т. Т. 9. Начало возрождения. – Мн.: Литература, 1997.
  2. Ред.-сост. Пушкина Т. А. «Историческая археология: Традиции и перспективы». Сборник статей, Моск. гос. ун-т, М.: 1998.
  3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999.
  4. Ред.-сост. А.Н.Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: 1996.
  5. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  6. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. – Новосибирск: Наука, 1991.
  7. Использованы материалы сайта: www.kulikovopolye.amr-museum.ru

Автор: Светлана Суворова