Блеск и нищета советских кинозвезд

КОНСТАНТИН ГРИГОРЬЕВ

Карьера актера Константина Григорьева начиналась с триумфа. Огромную славу актеру принесли роли в таких фильмах, как «Земля Санникова», «Раба любви», «Трактир на Пятницкой», «Сибириада» и другие. Огромный талант Григорьева проявил себя не только в кинематографе, актер успешно играл в театре, писал сценарии и стихи, из некоторых в последствии получились замечательные песни.

На самой вершине славы в жизни Константина Григорьева случилась беда… После этого актер так и не смог придти в себя, а за глаза его стали называть похороненным при жизни…

Григорьев Константин Константинович

18 февраля1937 — 26 февраля 2007

"Ищи ветра"

Популярность Григорьева пришлась на стык двух десятилетий – конец 70-х – начало 80-х годов. Примечательно, что Григорьев так и не получил классического актерского образования. В юности он поступал в театральный, но не прошел по конкурсу. Потом в течении пяти лет играл в студии Выборгского дворца культуры. После этого стал абитуриентом школы-студии при театре имени Ленсовета. Студийность образования во многом предопределила самобытность актерской игры, отсутствие общепринятых профессиональных шаблонов.

Театральный талант заблистал в полной мере, когда Григорьев пришел в Санкт-Петербургский Академический Драматический Театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Там Григорьев принимал участие в таких спектаклях, как «Амнистия», «Люди и мыши», «Влюбленный лев», «Принц и нищий», «Метель», «Физики и лирики», «Дым отечества», «Насмешливое моё счастье», «Господин Пунтила и его слуга», «Первая глава».

Сниматься в кино Григорьев стал с 1967 года. Всего он сыграл более, чем в 20 фильмах:

1. Война под крышами -1967 год;
2. Сыновья уходят в бой -1969 год;
3. Земля Санникова — 1973 год;
4. Раба любви — 1975 год;
5. Трактир на Пятницкой — 1977 год;
6. Транссибирский экспресс — 1977 год;
7. Хождение по мукам — 1977 год;
8. Сибириада — 1978 год;
9. Антарктическая повесть — 1979 год;
10. Ищи ветра — 1979 год;
11. Не стреляйте в белых лебедей — 1980 год;
12. Люди на болоте — 1984 год;
13. Чёрный треугольник — 1981 год;

"Зеленый фургон"

14. Остров сокровищ — 1982 год;
15. Пиковая дама — 1982 год;
16. Зелёный фургон — 1983 год;
17. Хозяйка детского дома — 1983 год;
18. Шурочка — 1983 год;
19. Кто сильнее его — 1984 год;
20. Лев Толстой — 1984 год;
21. По Таганке ходят танки — 1991 год.

На счету Григорьева стихи: «Осторожно листопад», «Дождь на Фонтанке и дождь на Неве..», «Колыбельная», «Окна» и др. Также Григорьев является автором пьес: «Пока я шёл домой», «Верка и алые паруса».

Григорьев был справедливо признан одним из лучших характерных актеров своего времени. Он обладал удивительной харизмой, абсолютной пластикой и бесконечным мужским обаянием. В работе Григорьев проявлял азарт и импровизацию, многие режиссеры были заинтересованы в работе с таким ярким актером. Мало кто знает, но Григорьев писал картины маслом, отлично играл на гитаре, писал рассказы.

Перелом в судьбе произошел 17 февраля 1983 года – на кануне дня рождения Григорьева. В тот роковой день актер, находясь в доме актера, повздорил с подвыпившей компанией. Разбираться конфликтеры вышли на лестницу, там силы оказались неравны… В результате Григорьев был жестоко избит, его скинули с лестницы, были получены тяжелейшие травмы головы, последовали восемь операций. Однако, вернуть здоровье Григорьеву так и не удалось, после того случая актер стал инвалидом. О полноценной работе речи уже быть не могло.

Частичная потеря памяти, дисфункция левого полушария головного мозга – все это вычеркнуло Григорьева из списка действующий актеров. В 1984 году он еще снимался будто по инерции, но потом кинокарьера оборвалась. Заслуженный артист России остался в полном одиночестве. Семья тоже отвернулась от него. Как раз грянула перестройка, многие выживали, как могли. Григорьеву пришлось жить в полной нищете, он превратился в глубоко больного, пьющего человека.

Последние годы жизни...

Редкие друзья старались помочь всеми забытому старику. Для пожертвований они открыли банковский счет. Но боль души приглушить не смог никто, лишь очередная доза спиртного помогала на время отвлечься от горя и физической боли.

Не стало Константина Григорьева 26 февраля 2007 года, последние годы он жил в Санкт-Петербурге, там и похоронен на Большеохтинском кладбище.

Ниже приведены стихи Константина Григорьева, они поражают своей тонкостью, красотой и одновременно какой-то простотой.

Подготовила: Светлана Суворова

«Осторожно, листопад!»

В Ленинграде о времени года
Очень трудно, подчас, узнать.
Круглый год – и всё та же, всё та же погода,
Круглый год непросохший асфальт.

Может, это такая зима?
Или просто дождливое лето?
Может, осень, а, может, весна –
В них различия нету.

И что осень пришла
В голубой Ленинград
Возвещает мне старый, забытый плакат:
“Осторожно, листопад!”

Над дорогой усталые клёны
Смотрят в окна больших домов,
И роняют с веток когда-то зелёный
Жёлтый лист на дома проводов.

Даже старый усталый трамвай
Тормозит мимо них, проезжая,
И кондуктор им машет рукой,
И вожатый кивает.

Значит, осень пришла
В голубой Ленинград
Возвещает мне старый, забытый плакат:
“Осторожно, листопад!”

Я люблю ленинградскую осень,
Моросящую на дворе,
Потому что глаза твои синие очень
Мне сказали “люблю” в сентябре.

Потому я весною иду
По зелёным садам, и скучаю,
И поэтому осени жду,
Как тебя, дорогая.

Когда осень придёт
В голубой Ленинград,
Те два слова поэмой звучат:
“Осторожно, листопад!”

« Колыбельная»

У нас ещё, сын, есть наш старый дом,
Где вдвоём со Стёпкой мы живём,
Где ему я песенки пою,
Баю, баю, баюшки, баю.

Где ему я песенки пою,
Баю, баю, баюшки, баю.

Ты не бойся, это дождь идёт.
Наша мама скоро не придёт.
И поэтому опять вдвоём
Песни наши грустные поём.

И поэтому опять вдвоём
Песни наши грустные поём.

Для тебя на всё один ответ,
Для тебя нет, сын, ни “да”, ни “нет”.
Ты сынишка, слишком маловат,
Чтоб понять, кто прав, кто виноват.

Ты сынишка, слишком маловат,
Чтоб понять, кто прав, кто виноват.

А ещё, мой сын, не знаешь ты,
Что бывают грустные киты,
Что бывают белые слоны
Слишком уж большой величины.

Что бывают белые слоны
Слишком уж большой величины.

Что бывают трудные слова,
Что бывают грустные слова,
Но тебя от них я сохраню,
Баю, баю, баюшки, баю.

Но тебя от них я сохраню,
Баю, баю, баюшки, баю.

«Разная у нас с тобой прописка»

Разная у нас с Тобой прописка,
И почти заглохла переписка,
Холостой, как прежде, я мужчина,
У тебя семья, растишь ты сына.

Разные у нас с Тобой тревоги,
Но какие мы прошли дороги!
Нас с тобою обдували ветры,
Разлучат нас разве километры?

Сколько нами вместе пережито,
Сколько вместе едено и пито,
Были нам слова нужны? Едва ли.
Мы друг друга молча понимали.

Не страшны нам дали расставанья,
Не нужны нам частые свиданья,
Нежности нам тоже – ни к чему,
Мысленно твою я руку жму.