Творчество Франческо Петрарки и его влияние на русскую литературу

Личность Франческо Петрарки вот уже почти семь веков вызывает интерес у людей всего мира. Его проникновенные строки не могут не запасть в душу человеку, тонко чувствующему настоящую действительность. В этом интересе мы можем наблюдать слияние двух культур – итальянской и русской. В работе будут рассмотрены вопросы влияния творчества Петрарки на русскую литературу. Однако, сначала целесообразно кратко сказать об эпохе, которая подарила нам великого поэта и философа, общественного деятеля и патриота свой страны – Ф. Петрарку. Также мы проследим основные вехи его биографии.

Также внимание будет уделено  вопросам красоты и гармонии, воспетой  влюбленным Петраркой в своей вечной музе – Лауре. Встреча с этой женщиной, по праву, считается судьбоносным событием в жизни поэта. В работе мы коснемся некоторых обстоятельств знаковой встречи и грандиозных творческих последствий возникшего страстного чувства.

Отдельная часть работы будет посвящена проблемам современных переводов подлинных текстов Петрарки. Мы попытаемся понять, насколько вредит истинному пониманию авторского смысла формальный подход к технике перевода. Конечно, в ходе рассмотрения темы будут названы основные фамилии русских литераторов, когда-либо переводивших шедевры Петрарки на русский язык.

Эпоха Петрарки.

Возрождение одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Народы Европы переживали серьезные перемены. На смену феодализма постепенно приходят капиталистические отношения. Труд стал стимулироваться заработками, люди включались в общественную и политическую жизнь. На первый план выходят способности человека мыслить разумно и творчески. Общество пыталось возвратиться к изучению античной культуры.

Литература ренессанса зародилась благодаря таким личностям, как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. Петрарка был заметной фигурой своего времени. Он прослависля не только поэтическим даром, но и силой философского ума, а также активной общественной позицией.

Франческо Петрарка родился в семье флорентийского нотариуса Петракколо ди Паренцо в 1304 г. Произошло в Ареццо, городе расположенном одновременно у истоков Арно и Тибра. Франческо исполнилось восемь лет, когда семья переселилась в Авиньон (южная Франция). Когда ребенок подрос, отец отправил его сначала в Монпелье, потом в Болонью — постигать юриспруденцию.

Юристом Франческо не стал. Судьба уготовила ему иную учесть. В 1326 г. после смерти отца юный Петрарка возвращается в Авиньон и принимает духовное звание. К тому времени он уже выказывает несомненную склонность к литературным занятиям. 6 апреля 1327 г. происходит судьбоносная встреча  с девушкой по имени Лаура. О значении этой встречи мы подробнее поговорим во второй части реферата.

Уже к 1340 г. Петрарка приобретает популярность. Его авторитет основн на научной деятельности. Петрарка был первым в Европе гуманистом, знатоком античной культуры, основателем классической филологии. Всю жизнь он посвятил разыскиванию, расшифровке и истолкованию древних рукописей. 8 апреля 1341 г. по решению римского сената Петрарку венчают лаврами поэта-лауреата. До конца своих дней Петрарка ведет научные исследования и занимается творчеством. Финал жизни Петрарка встречает в Аркуа возле Падуи в ночь на 19 июля 1374 г.

Франческо Петрарку считают создателем итальянского языка. Его влияние на формирование словестности, действительно, велико. Он постоянно обращался к актичной литературе и брал оттуда самое лучшее, превнося это в свои работы, суждения и взгляды.

Красота в произведениях Ф. Петрарки.

S’amor non e, che dunque e quel ch’io sento?

[Что же я чувствую, если и это не любовь? (ит.)]

Петрарка и Лаура на фреске XIV века

Ключевым событием в жизни итальянского поэта эпохи Возрождения стала встреча с красивой молодой женщиной – Лаурой. Произошло это в 1327 г. в церкви Святой Клары. Именно ее поэт будет страстно воспевать в своих сонетах (это снискало ему славу «певца Лауры»):
«Был день, в который по Творце вселенной
Скорбя, померкло Солнце… Луч огня
Из ваших глаз врасплох застал меня:
О госпожа, я стал их узник пленный
»[1].

Любовные стихи вошли в сборник   Канцоньере  (Canzoniere), состоящий из двух частей: «На жизнь Мадонны Лауры» и «На смерть Мадонны Лауры». «Канцоньере» состоит из 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригалов.

Стоит отметить, что некоторые исследователи предполагают надуманность существования образа Лауры. Они считают, что таковая есть чистый символ женственности. Однако, по заверению самого Петрарки – эта женщина была более, чем реальной. Да и возможно ли так вдохновляться от неосязаемого вымысла? Любовь столь сильная к собственным мечтам походит больше на безумие. Уже в XVI столетии появились исследования древних архивов, свидетельствующих о том, что Лаура носила фамилию де Нов, а в замужестве стала мадам де Сад. Женщина родила одиннадцать детей, а среди их потомков писатель – маркиз де Сад. Кстати, существует предположение, что Лаура не была так красива, как ее описыват Петрарка. Скорее всего это была простая девушка. Земная женщина. Но сила таланта гениального поэта было уже не остановить! Его поэтичность и образность сделали сове дело – Лаура считается красивейшей женщиной своего времени.

Петрарка, прошел нелегкий путь человека, который однажды обжегся сильнейшим чувством. Он испытал все мучения любви: сомнения, разочарования, ревность, но и наслаждения. Речь идет о духовной усладе, удовольствие физиологического происхождения ничто по сравнению с «жизнью» и подъемом духа. Поэт подпитывался энергией любви к своему идеалу. Для него Лаура была чем-то неземным, чистейшим и совершеннейшим созданием. Лаура граничит для него с Божеством. А иначе, как можно объяснить такую многолетнюю душевную верность образу любимой женщины со стороны Петрарки?

Пронзительность поэзии итальянского романтика в стопроцентной откровенности произведений. Чувства, которые принято (по крайней мере в современном мире) утаивать внутри, Петрарка смело обнажал. Он не просто воспевал, он кричал о своей любви и надежде, тоске и разлуке. Времена Петрарки довольно смежны с периодом рыцарства – почитание и восхваление  дамы сердца были в порядке вещей. Воины погибали на полях сражений, успев выкрикнуть заветное имя любимой женщины.

Петрарка ценил красоту в общем смысле – он видел прекрасное в природных явлениях и пропускал это через сове чувтсво к Лауре:

«О вашей красоте в стихах молчу
И, чувствуя глубокое смущенье,
Хочу исправить это упущенье
И к первой встрече памятью лечу
»[2].

Поразительно то, что после смерти Лауры пылкость чувств к ней не угасает. Кончину любимой женщины Петрарка оплакивал на протяжении девяти лет:

«Я пел о золотых ее кудрях,
Я воспевал ее глаза и руки,
Блаженством райским почитая муки,
И вот теперь она — холодный прах
»[3].

Смерть дает поэту новый толчок к творчеству. Его гимны стали походить на молитвы, воззвания к небу.  Его скорбь была глубока и неограниченна во времни. Ведь бывших влюбленных не бывает. А в случае с Петраркой мы наблюдаем истинное чувство любви, которому не помеха даже века. Лучи того чувства согревают нас по сей день. А красота поэтических образов заставляет восторгаться снова и снова.

Творческое влияние Франческо Петрарки на русскую литературу.

Говоря о влиянии Петрарки на ум сразу же приходит творчество Александра Сергеевича Пушкина. Русский поэт является представителем отечественного ренессанса. Эпоха эта была сходной с Возрождением, отсюда несложно провести параллели к личности Петрарки. Пушкин, как и Петрарка был близок к античности. Прежде всего это проявлялось в отношении к красоте, а именно к женской красоте. В Италии особое восприятие женской красоты связано с поклонением богоматери, с созданием бесчисленных мадонн, но вера отступает перед непосредственным чувством любви Петрарки к Лауре. Поэтому изображения богоматери оказываются портретами прекрасных земных женщин. Читаем у Пушкина:

«В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона
»[4].

Также красота Натальи Николаевны носит эстетический характер, по аналогии с красотой Лауры. Очевидно, что Пушкин преклонялся перед итальянским поэтом. Куда жаждет бежать Евгений Онегин? В Италию – ради чего же? – «Там обретут уста мои Язык Петрарки и любви». Неоднократно в своих произведениях Пушкин почтительно упоминает имя Петрарки. Да и если рассудить сама тематика романа «Евгений Онегин» близка к «Канцоньере».

Важнейшими по значению для русской словестности и литературного слова являлись авторские переводы произведений Петрарки. На этом поприще отличились многие писатели и поэты – Гаврила Державин, Иван Крылов, Иван Козлов, Константин Батюшков, Аполлон Майков и другие. По мнению Томашевского «знакомство с Петраркой в России произошло в начале XIX века, когда восприятие его было в значительной степени подсказано именно «романтической» репутацией Петрарки, сложившейся под пером теоретиков и практиков западноевропейского романтизма»[5].

Цитаты из творчества Петрарки мы можем обнаружить в произведении Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Фома Фомич Опискин произносит следующее: «Я видел, что нежное чувство расцветает в её сердце, как вешняя роза, и невольно припоминал Петрарку, сказавшего, что «невинность так часто бывает на волосок от гибели». Такое сентиментальное вкрапление способно было украсить речь даже такого сухаря, как Фома.

Обращаясь к широкому читателю, Достоевский не стал бы строить пародийную речь Фомы на чём-то этому читателю неизвестном, рассчитывать на его знакомство с Петраркой. Логичнее предположить, что знакомство русского читателя с Петраркой уже состоялось и знакомство это было определённым, вполне в духе того сентиментально-романтического стиля, который Достоевский положил в основу речевой характеристики Фомы.

А начало знакомства российской публики с Петраркой положил известный поэт Константин Батюшков, едва ли не первый итальянист в России, автор статей о Петрарке и Тассо. В конце 1800-х годов он предпринимает перевод одного из самых знаменитых петрарковских сонетов (CCLXIX) и пишет переложение канцоны I, названной им «Вечер». Он прибавляет и видоизменяет содержание сонета. В тексте Батюшкова появляются «опалённые лучами», «хладный север», «алчная смерть», «гробовой камень», «полночные рыданья», «вечные слёзы», «вечные слёзы», «хладный камень», «сладостное обольщенье», «блаженство», «покой», «утешенье» — то есть лексика в своей совокупности сентиментально-романтического плана. В переложении канцоны является тот же речевой набор, обязательный для «унылой» поэзии: «безмолвные стены», «задумчивая луна», «орошённые туманом пажити». Этот словарь находится в очевидном противоречии с чёткой лексикой и фразеологией петрарковских стихов: их окрашенность контрастная, яркая, не размытая полутонами неясных чувств (ср., например, фрески Фра Анжелико с пейзажами Тернера). Всё это подменятеся у Батюшкова унылыми ламентациями (симптом «болезни века»). Но именно таким пожелал видеть и увидел Петрарку романтический век.

В занчительной степени продолжателем такой романтической трактовки Петрарки, только в ещё более сгущённом виде, без отрезвляющего батюшковского классицизма, выступил поэт Иван Козлов. Кстати, он перевёл тот же CCLXIX сонет , что и Батюшков, добавив к нему ещё два четверостишия.

В этих переводах мы тоже видим и «таинственную мечту», и «жесткость», и «блаженство дивное», и «пламенного мечтателя», и «томный огнь пленительных очей». А если взять оригинальные стихотворения Козлова (изобилующие, к слоу сказать, прямыми реминисценциями из Петрарки), вроде посланий к графине Фикельмон и её дочери, то там мы найдём и многократно повторенные «невинности», и «чистоту», и «жемчуг», и «необузданные страсти», и «вздохи», и «стоны» — словом, весь словарь и фразеологию, который так точно уловил цепкий слух Достоевского. Русских поэтов того времени привлекли лишь некоторые мотивы, которые они, изъяв из общего художественного контекста, вычитали к Петрарки. Так, вычитали они мотив «поэта-затворника», мотив мирной сельской жизни в противовес суетной городской.

Конец 19 – начало 20 в.в. – этот период отмечен спадом волны интереса к Петрарке.  Однако, деятельностью по переводу Петрарки занимались: Владимир Соловьёв,  Вячеслав Иванов, Брюсов, Мандельштам. В этот период чаще всего переводят «Книгу песен». Происходит развитие филологической науки, отсюда переводы становятся точнее и формально строже. В этом недостаток нового времени – поэтичность стиха стала сдавать позиции. Эпоха постепенно сменилась и Петрарка перешел в разряд классических авторов, интерес к которым уже не так силен. Мир стал рациональнее и даже циничнее. Технический и научный прогресс сделали людские умы прогматичнее.

Принципиально новую страницу в истории русского Петрарки открывает XX век. Связана она с русским символизмом, и прежде всего с именем Вячеслава Иванова.

В 1940 году И.А. Бунин писал, что зол на Италию «из-за наших эстетствующих болванов»: «Я люблю во Флоренции только треченто…» А сам родился в Белеве и во Флоренции был всего одну неделю за всю жизнь. Треченто, кватроченто… И я возненавидел всех этих Фра Анжелико, Гирландайо, треченто, кватроченто и даже Беатриче в бабьем шлыке и лавровом венке…» Это говорится в рассказе «Генрих».

Мнение Бунина было устойчивым. За тридцать один год до этого он, по свидетельству В.Н. Муромцевой, не успев переехать итальянскую границу, насал тут же говорить, что ему «так надоели любители Италии, которые стали бредить треченто, кватроченто, что «я вот-вот возненавижу Фра Анжелико, Джотто и даже самое Беатриче вместе с Данте…» («Литературное наследство», т.84, «Иван Бунин», кн.2. М., 1973, с.207). Настроение, стало быть, устойчивое. Расхождений почти никаких, если не считать, что Джотто был почему-то заменен Петраркой. Во времена, к которым относится эта характеристика, «эстетствующие» носились с Петраркой ничуть не меньше, чем с Данте. Г.Н. Кузнецова в своём «Грасском дневнике» записывает 10 декабря 1931 года: «После обеда, сидя с И.А. Буниным в его  кабинете, разговаривали о Петрарке. Он перечитывает книгу о нём и попутно делится со мной своими мыслями. Читал мне его сонеты. Пробовал рисовать внешность Лауры. Говорит, что думает, что в большой степени все эти сонеты были литературой, жизни в них мало… и только торжественный и горестно-величавый звук в его собственных словах о смерти Лауры убеждает его в её подлинном существовании.» («Литературное наследство», т.84, «Иван Бунин», кн.2. М., 1973, с.282) Кстати, размышления Бунина о Петрарке и Лауре вылились через год в рассказ «Прекраснейшая солнца», написанный в Авиньоне.

Автор «Грасского дневника» не указывает, к сожалению, какую книгу перечитывал в тот день Бунин и какие именно сонеты и в чьём переводе он ей читал. Полагаю, однако, что эта оценка, сделанная в свойственной ему афористической резковатой манере, с большим правом может быть отнесён к работе Вячеслава Иванова, а не к оригиналу. Вряд ли Бунин мог отталкиваться от собственного не слишком удачного юношеского опыта, когда в 1892 году он перевёл один сонет (XIII) Петрарки для готовившегося тогда коллективного стихотворного сборника. Перевод этот, впрочем, был забракован А.Волынским, и Бунин опубликовал его только несколько лет спустя. Сонет и вправду получился несколько тяжеловатым, «размытым». Вопреки уже сложившей традиции он был сделан плавным шестистопным ямбом, и его скорее следует рассматривать как подготовку Бунина к переводу сонетов Мицкевича, как известную прикидку к сонетной форме вообще, чем как продуманное обращение к поэзии Петрарки.

Сомнительно, чтобы Бунин в оценке Петрарки ориентировался и на, в сущности, ремесленные переводы второй половины прошлого века. Не настолько знал Бунин и итальянский язык, чтобы судить о Петрарке в подлиннике. А вот что касается переводов Вячеслава Иванова, то их-то он знал наверняка. Для тогдашнего русского читателя (а каким усердейшим, и пристрастным читателем был Бунин, известно) петрарковские переводы Иванова были новым открытием Петрарки. О них говорили, о них спорили, ими восторгались, на них нападали. Словом, в пору своего появления они стали не просто культурным событием, но прежде всего литературным фактом, сближающим поиски сторонников «нового искусства» с великим опытом прошлого. У модернистов – как в прошлом и у романтиков – появились свои предтечи. Одним из них под пером Иванова стал Петрарка.

Надо полагать, что это обстоятельство не ускользнуло от острого глаза Бунина. Известно, что для Бунина всё, что было связано с декадентами, символистами и другими школами и направлениями «нового искусства», являлось «литературой» в отрицательном (если не бранном) смысле этого слова. В своём отзыве «О сочинениях Городецкого» Бунин саркастически обрушивается на представителей «нового искусства» в литературе, и в частности на Иванова, которого упрекает в том, что тот «вспоминает семинарские и вытаскивает из словаря Даля старинные слова, чтобы нелепо сочетать их с гекзаметром», ругает единоврецев Иванова по «новому искусству» за пристрастие ставить во множественном числе слова, его не имеющие. Если взглянуть с этой точки зрения на переводы Вячеслава Иванова из Петрарки, то наше предположение не покажется натяжкой. В классический пятистопник и строгую сонетную форму то и дело врываются и церковнославянизмы, и кальки (вроде: «Порой сомненье мучит: эти члены (тело – Н.Т.) как могут жить, с душой разлучены?»), «славы» (мн.число от «слава»). А если к этому добавить ещё нарочитое использование многозначительных заглавных букв в словах, того не требующих, то создаётся и в самом деле впечатление намеренной литературности, известной выспренности и неестественности, что всегда так сильно коробило Бунина.

В самом деле, несомненная заслуга Иванова как переводчика Петрарки заключается в том, что он первый из крупных русских литераторов подошёл к Петрарке не «вдруг», а во всеоружии оставаясь при этом изрядным стихотворцем. Мало того – подчиняя задачи перевода не просто познавательным культурным целям, но насущным потребностям живой отечественной литературы. Отсюда и споры вокруг его переводов, которые справедливо были расценены прежде всего как факт русской поэзии, пусть того направления, которое раздражало Бунина.

Современный читатель нуждается в пояснениях переводов Петрарки. Потому-то Иванов и попытался передать эту известную «книжность» подлинника стилистическими средствами, используя историзмы и сочетания. Иванову удалось сделать то, что не удалось сделать никому из его даже самых сильных предшественников: воссоздать – при всех неизбежных потерях – поэтическую систему петрарковского сонета, её стилистическую многослойность. Романтики делали Петрарку целиком своим, заставляли болеть «болезнью века», их века. Вячесла Иванов сумел внушить русскому читателю живой к нему интерес и веру в реальность печальной повести о Лауре.

Итак девятнадцатый век в России беден петрарковыми строками, но зато – богат смысловыми влияниями на читательское сознание. В век двадцатый – практически весь Петрарка переведён на русский язык, но утрачено некое глобальное видение его произведений. Совершенно очевидно, что грядет вторичное открытие Петрарки в литературном мире. Произведения гениального поэта и философа по-прежнему несут в себе высокий  творческий и литературный потенциал для будущих поколений.

Франческо Петрарка выдающийся литературный и общественный деятель эпохи Возрождения. Созданный им мир чувств и красоты понятен только утонченному, поэтически настроенному человеку.  В стихотворениях Петрарки любовь трактуется, как основа всей жизни пылкого сердца. Любимая Лаура выступает образцом добродетели, средоточием всех совершенств. Поэт утверждает очищающее, облагораживающее воздействие ее красоты. Однако, его Лаура наделена чертами реальной женщины, которая вызывает у него, вместе с возвышенной, платонической любовью, также чувственное влечение. Об этом он признается сам в «Послании потомкам». Петрарка постоянно находит новые краски, новые образы и способы для описания ее красоты. В каждом ее взгляде, движении он видит что-то неповторимое и своеобразное, что и запечатлевает в своих поэтических строках. Весьма поучительна такая модель творчества. Она построена на бесконечном созидании. Таком же бесконечном, каково истинное чувтсво любви.

Необходимо употреблять все научные способы и приемы, что бы сохранить первозданность текстов Петрарки. Не секрет, что при переводе произведений зачастую теряется неуловимый смысл, тень авторского замысла. Работа с шедеврами Франческо Петрарки требует особого мастерства и творческого подхода. Тогда потомки получат шедевры великого поэта в первозданном виде и смогут насладиться утонченной романтикой эпохи Возрождения.


[1] III сонет цикла «Канцоньере», I часть – «На жизнь мадонны Лауры».

[2] «О вашей красоте в стихах молчу …» – XX сонет цикла «Канцоньере», I часть – «На жизнь мадонны Лауры».

[3] «Я припадал к ее стопам в стихах…» – CCXCII сонет цикла «Канцоньере», II часть — «На смерть мадонны Лауры».

[4] А.С. Пушкин, стихотворение «Мадонна» // Стихотворения, поэмы, проза. – М.: Панорама, 1995. – с. 485.

[5] Н. Тимошевский «Петрарка в русском поэтическом слове».

Литература:

1.     Сонеты цикла «Канцоньере», I и II части – «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лаура».

2.     А.С. Пушкин, стихотворение «Мадонна» // Стихотворения, поэмы, проза. – М.: Панорама, 1995.

3.     Н. Тимошевский «Петрарка в русском поэтическом слове».

4.     А. Бердников «Заметки на полях переводов Петрарки».

5.     И. М. Семенко «Батюшков и его опыты».

Подготовила: Светлана Суворова